Аннотация

 Информационно-поисковая система ("Понятия и определения в современном образовании") предназначена для поиска ресурсов в области образования и педагогики на сайтах и порталах в сети Интернет.

 В основу поисковой системы положен рубрикатор "Народное образование. Педагогика" Рег. номер 770.98. Разработчик Полонский Валентин Михайлович.

 Рубрикатор реализован на веб-сервере, подключенном к сети Интернет, что дает возможность производить поиск информационных ресурсов с использованием дерева понятий (дерева рубрик) данной предметной области. Специалист в области научно-педагогической информации, обновляющий информацию на сервере, ставит в соответствие рубрикам ссылки на сайты и порталы в сети Интернет, образующие информационное содержание данной рубрики.

 Каждую рубрику условно мы можем считать терминологическим обозначением объема понятия, а информацию, которая ее наполняет - содержательными формулировками - определениями видов, признаков и частей понятий в современной педагогике.

 Данная система может быть использована для обеспечения единства понятийно-терминологического аппарата педагогики, планирования НИР, оценки актуальности и новизны результатов исследований, определения информационных потребностей пользователей, прогнозирования развития науки и ее отдельных областей.

Введение

 Важнейшие принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер обучения в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

 Переход от адаптивно-дисциплинарной системы образования и единообразной школы - к личностно-ориентированному обучению, дифференцированной сети учебных заведений, участие местной власти и общественности в управлении образованием, самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития связаны со становлением системы вариативного образования, направленного на удовлетворение образовательных запросов и потребностей обучающихся с учетом их индивидуальных, культурных и национальных особенностей на основе постоянно меняющейся системы полноценного образования.

 Открываются учебные заведения различных типов и видов: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, разнопрофильные образовательные учреждения, обеспечивающие социальную и психолого-медико-педагогическую поддержку детей, учреждения дополнительного образования. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников различных типов школ.

 Переход к вариативной стратегии образования невозможен без создания единого информационного пространства, широкого доступа пользователей к отечественным и зарубежным источникам информации. Использование образовательных ресурсов сети Интернет дает уникальную возможность для выбора индивидуальных траекторий образования, дистанционного обучения, самообразования, поможет учителям активно внедрять в практику инновационные разработки и методики, лучше ориентироваться в различных направлениях науки и практики.

 В целях дальнейшего совершенствования управления системой образования, повышения качества информационного обслуживания в отрасли в стране созданы автоматизированные системы по сбору, хранению и обработке различных видов документов. Успешное функционирование таких систем невозможно без соответствующего лингвистического обеспечения, разработки средств, позволяющих находить педагогическую литературу по запросам пользователей. С этой целью был разработан рубрикатор "Народное образование. Педагогика".

 Рубрикатор предназначен для поиска учебно-методической и научно-педагогической литературы, материалов передового педагогического опыта, неопубликованных документов (диссертации, научные отчеты, депонированные рукописи и т.д.) в сети Интернет, систематизации материалов в информационных изданиях, формирования информационных массивов с целью обмена, в том числе по комплексным проблемам из разных фондов, поиска документов по рубрикам. Все это дает возможность создать распределенный автоматизированный банк документов отрасли; проблемно-ориентированные базы данных по различных областям педагогики, организовать обмен научно-педагогической информацией, проводить широко тематический информационный поиск по проблемам образования и педагогической науки; вести статистический анализ информационных массивов и потоков в отрасли.

 Информационно-поисковая система может быть использована для управления и организации науки, планирования НИР, оценки актуальности и новизны результатов исследований, определения информационных потребностей пользователей, прогнозирования развития науки и ее отдельных областей, стандартизации в области образования.

 В печати неоднократно высказывались предложения о необходимости создания банка данных по различным отраслям и областям народного образования и педагогической науки. И здесь может быть использован рубрикатор для тематического описания содержания документов, указания глубины и полноты вопросов, по которым собирается информация.

 В педагогике многие понятия и даже области науки до сих пор не имеют точных определений. Большие расхождения возникают при классифицировании родо-видовых отношений между понятиями. Рубрикатор позволяет соблюдать единую терминологию, отражает взаимосвязь и подчиненность различных понятий.

В.М.Полонский, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО.